17 сентября – День народного единства
Материалы подготовлены
Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе сведений Национальной академии наук Беларуси,
материалов БелТА, «СБ. Беларусь сегодня»
Суверенитет – это ключевой атрибут государства. Его утрата фактически означает полную «несостоятельность» государственной власти, неспособность национальных институтов осуществлять внутреннюю и внешнюю политику без вмешательства извне.
Суверенитет нашей страны буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей. В преодолении тяжелых испытаний наиболее ярко проявились мужество и патриотизм белорусов, готовность отдать жизнь, но не встать на колени, не покориться. Эти черты характера и сегодня присущи белорусскому народу. Не дают им исчезнуть не только память о подвигах наших предков, но и те многочисленные вызовы, с которыми приходится сталкиваться нашему молодому государству. «Сегодня Беларусь держит удар во всех сферах жизни: политической, дипломатической, информационной, общественной, на уровне военных угроз, в сфере исторической политики», – заявил А.Г.Лукашенко 30 июля 2021 г. на встрече с активом местной вертикали по актуальным вопросам общественно-политической обстановки. «Кто-то очень хочет, чтобы белорусы навсегда утратили свою идентичность и завершили путь как нация, растворились в глобальном мире», – сказал Глава государства.
Ключевой фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны – единство народа. Поэтому закономерно, что 2021 год объявлен Президентом Республики Беларусь Годом народного единства.
Тема единства белорусского народа получила свое развитие и в ходе VI Всебелорусского народного собрания. На высшем уровне было поддержано предложение делегатов об учреждении Дня народного единства.
Учитывая, что дата 17 сентября 1939 г. является символом восстановления исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 г. по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепилась в национальной исторической традиции, Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2021 № 206 в нашей стране учрежден государственный праздник − День народного единства, который будет отмечаться ежегодно, 17 сентября.
Сегодня, по прошествии стольких лет, можно с уверенностью сказать, что главная сила, которая обеспечила воссоединение западных и восточных белорусов – это идущее из глубины народной души стремление достойно жить в едином сильном государстве. Единство – это надежный щит нации, готовой сплотиться в трудный момент, залог стабильности и основа для дальнейшего развития.
Разделение белорусского народа в результате Рижского мирного договора 1921 г. и нахождение Западной Беларуси в составе Польши
В первой половине ХХ в. белорусский народ познал трагедию национального разъединения, когда западные белорусские земли, на которых проживало 3,4 млн наших соотечественников, на восемнадцать лет оказались включены в состав Польши.
Это разъединение произошло 18 марта 1921 г., когда в Риге был заключен мирный договор, подписанный делегациями Польши, РСФСР и УССР без участия делегации Беларуси. Белорусская нация и ее этническая территория после Рижского мирного договора оказались разделенными на части. Советско-польская граница была определена произвольно по случайно составленной конфигурации линии фронта и никакого другого обоснования не имела. Получив половину Беларуси и четверть Украины, воспринимая эти территории как предназначенные для полонизации «дикие окраины», Польша стала государством, в котором поляки составляли только 64% населения.
По существу, этот договор заложил глубинные антагонистические межгосударственные противоречия и породил неустойчивость в межнациональной безопасности народов Восточной Европы. Он исторически был обречен на неудачу, так как нарушал территориальную целостность восточных народов-соседей Польши.
Договор был антибелорусским по сути, не соответствовал национальным интересам белорусского народа. Юридически он закреплял независимость Социалистической Советской Республики Беларуси и давал определенные гарантии белорусам для организации национально-культурной жизни в составе польского государства. Однако польские правительственные круги не думали о выполнении положений договора.
Территории Западной Беларуси назывались северо-восточной окраиной польского государства («крэсы всходне»). Уже в самом наименовании данной территории сквозит идея непризнания права белорусов на самоопределение.
Суть внутренней политики польских властей в межвоенный период можно определить как «Польша для поляков». По отношению к национальным меньшинствам попирались не только статьи Рижского мирного договора и Версальского трактата, но и польская Конституция.
Объективный анализ документальных источников свидетельствует, что в Польше проводилась последовательная, наступательная и бескомпромиссная ассимиляторская политика, которая осуществлялась методами экономической, политической, идеологической и культурно-просветительской дискриминации национальных меньшинств, а также с помощью репрессий и преследований.
Политика правовой дискриминации национальных меньшинств получила свое логическое развитие в официальном заявлении польского министра иностранных дел Ю.Бека на заседании Лиги Наций в Женеве в сентябре 1934 г. В его выступлении был озвучен тезис об отказе Польши от данных ранее гарантий по соблюдению прав национальных меньшинств.
Западная Беларусь являлась отсталым аграрно-сырьевым регионом польского государства. Это отрицательно сказывалось на положении населения, что особенно ярко проявилось в период мирового экономического кризиса 1929–1933 годов. В наиболее тяжелом положении оказалась западнобелорусская деревня, где проживало подавляющее большинство населения края. Крестьяне страдали от безземелья, перенаселенности деревни и налогового бремени. В городах из-за спада в промышленности росла безработица. Социальная напряженность дополнялась национально-правовым гнетом.
Справедливость этого высказывания подтверждают следующие цифры: в 1931 г. 85% населения края проживало в сельской местности и только 15% – в городе. Составляя 24% территории и 13% населения польского государства, Белостокское, Виленское, Новогрудское и Полесское воеводства в 1926 г. сконцентрировали всего лишь 1,8% рабочих и 2,8% предприятий с 20-ю и более рабочими, а удельный вес в общем объеме промышленного производства Польши с трудом достигал 3%.
Аграрная политика польских властей была подчинена в первую очередь задаче всемерного упрочения и усиления «польского начала» в жизни края. Это предопределило ставку государства в западнобелорусской деревне на «польский элемент» (помещиков, военных колонистов-осадников и сельскую буржуазию католического вероисповедания). Проводившиеся реформы не разрешили аграрный вопрос в пользу безземельных и малоземельных крестьян, составлявших большинство сельского населения края – наоборот, они еще больше обострили земельный голод.
Польские власти проводили в Западной Беларуси политику, направленную на уничтожение этнокультурной самобытности белорусского народа. Особенно это отчетливо проявилось в образовательной сфере. Так, если в начале 1920-х годов в Западной Беларуси функционировали 2 белорусские учительские семинарии, 8 белорусских гимназий и около 400 начальных белорусских школ, то в 1938/1939 учебном году не осталось ни одной белорусской школы. Если к 1941 г., в БССР насчитывалось 25 высших учебных заведений и около 20 тыс. студентов, то об открытии вузов в Западной Беларуси не могло быть и речи. Белорусским организациям, осуществлявшим культурно-просветительскую деятельность, польскими властями чинились постоянные препятствия, к 1939 г. большинство из них были ликвидированы.
При этом к концу 1930-х годов польские власти так и не смогли обеспечить обещанного всеобщего начального обучения, серьезных сдвигов в решении проблемы неграмотности. Во многих местностях Западной Беларуси, особенно на Полесье, продолжали существовать «бесшкольные округа». Всего на западнобелорусских землях в 1938/1939 учебном году не посещали школу более 100 тыс. детей.
Польская политика ассимиляции сводилась к триаде: местное население должно было думать по-польски, учиться по-польски и в духе польской государственности. Господствовало мнение о белорусах как о «пассивной массе» без «собственных государственных традиций».
Однако это противоречит многочисленным историческим фактам, показывающим масштаб национально-освободительного движения на присоединенной территории. Только в 1923 г. на территории Западной Беларуси было зарегистрировано 590 протестных акций, в которых участвовало 126 тыс. человек. В том же году 6 тыс. партизан осуществили около 500 боевых операций.
В результате главным методом политического управления стало принуждение, временами переходящее в террор.
В конце 1923 г. в тюрьмах Западной Беларуси насчитывалось 1,3 тыс. политических заключенных, в том же году к смертной казни были приговорены 109 человек, подавляющее большинство – белорусские патриоты. В 1927 г. польскими властями была разгромлена Белорусская крестьянско-работницкая громада – крупнейшая белорусская политическая организация (в январе 1927 г. насчитывала более 100 тыс. членов, объединенных почти в 2 тыс. кружков). С 1934 г. в Березо-Картузском концентрационном лагере оказались тысячи «общественно опасных элементов».
Справочно.
Юридическим основанием для создания названного концлагеря стал изданный 17 июня 1934 г. совместный декрет Президента Польши И.Мосьтицкого и польского правительства о местах изоляции социально опасных элементов. Этот документ вместе с И.Мосьтицким подписали Председатель Совета Министров Польши Л.Козловский, а также все члены правительства. Декрет нарушал международные обязательства Польши, гражданские права и нормы правосудия.
В результате в период со второй половины июня 1934 г. до 17 сентября 1939 г. в местечке Береза-Картузская Полесского воеводства (сейчас г.Береза, Брестская область) действовал концлагерь, режим в котором не уступал порядкам в концлагерях нацистской Германии.
В нем содержались по обвинению в «антигосударственной деятельности» противники действующей власти: коммунисты, евреи, поляки, украинцы, белорусы и лица других национальностей. По данным открытых источников, общее количество заключенных за весь период существования лагеря оценивается порядка в 10 тысяч человек.
О невыносимых условиях нахождения в концлагере как нельзя лучше свидетельствуют слова первого коменданта концлагеря, подинспектора польской полиции Б.Греффнера о том, что из лагеря есть только две дороги: в больницу или могилу.
Совершенно другая ситуация складывалась в жизни белорусского общества в советском государстве. С образованием 31 декабря 1922 г. СССР, одной из республик-основательниц которого стала ССРБ, сформировались благоприятные условия для практического решения проблемы возвращения восточных белорусских этнических земель. Так, в результате двух укрупнений, проведенных в 1924 и 1926 годах, в состав БССР были включены белорусские районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. Тем самым созданы условия для экономического, социального и культурного развития белорусского народа и его государственности. Однако до полного восстановления целостности белорусского народа эту работу нельзя было назвать завершенной.
Договор о ненападении между Германией и СССР
Инициативы Советского Союза по созданию системы коллективной безопасности на европейском континенте не нашли взаимопонимания и поддержки со стороны правящих кругов Великобритании, Франции и Польши, которые стремились достичь своей безопасности за счет советского государства, направляя агрессию нацистской Германии и ее сателлитов на Восток.
Кстати в 1933 г. Польша стала вторым государством (после Ватикана), которое официально признало нацистский рейх, обеспечив ему таким образом поддержку на международном уровне.
Исполнение государственными органами,
иными организациями действующего
законодательства об охране прав
и законных интересов несовершеннолетних
Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создаёт условия для защиты и охраны этих прав.
Конвенцией ООН о правах ребенка, нормами международного права и законодательства закреплены приоритеты интересов и благосостояния детей во всех сферах их жизнедеятельности.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье все дети имеют следующие права:
- право на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья (ст.184);
- право на жизнь в семье (ст.185);
- право на образование и труд (ст.186);
- право на отдых и досуг (ст.187);
- гарантии свободы личности ребенка (ст.188);
- право на защиту (ст.189).
На основании статьи 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве - свидетельством о рождении ребенка, а также документом, удостоверяющим личность.
В соответствии с действующим законодательством государственные органы, иные организации осуществляют защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках исполнения Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – Постановление) в Гомельской области организована работа по выявлению несовершеннолетних, оказавших в неблагоприятной обстановке. Ежегодно изучаются особенности семейного воспитания несовершеннолетних.
Постановлением определены критерии и показатели социально опасного положения, которые касаются удовлетворения основных жизненных потребностей детей (пища, безопасность проживания, диагностика, лечение и медицинская реабилитация, контроль родителей за поведением, местонахождением детей, получение образования, регистрация рождения ребёнка и др.); обеспечения надзора за поведением ребёнка и его образом жизни (подростком совершаются деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления); воспитания и содержания детей (родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми, употребляют наркотические средства или другие одурманивающие вещества, употребляют алкоголь).
В области проживает 5150 граждан, состоящих на наркологическом учёте и имеющих на воспитании 8047 несовершеннолетних детей.
В 2021 году на территории Гомельской области совершено 19 убийств и умышленных причинений тяжких телесных повреждений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений. Необходимо отметить, что несовершеннолетние по данным видам преступлений в качестве потерпевших не проходят.
В ходе проведенного анализа установлено, что в семьях, где было совершено убийство, либо причинены тяжкие телесные повреждения на иждивении находились несовершеннолетние дети. Такие факты имели место в Гомельском, Жлобинском, Кормянском и Мозырском районах.
Справочно: Гражданин Ш., 1974 г.р. 26 марта 2021 года примерно в 19:45, находясь в состоянии алкогольного опьянения по месту жительства, умышленно, в ходе возникшего конфликта на бытовой почве нанес гражданке Г. не менее 1 удара ножом в область туловища, причинив ей тем самым телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения грудной клетки слева, относящиеся к категории тяжких телесных повреждений.
В Мозырском районе убийство произошло в семье, где проживало 5 несовершеннолетних детей. 10 апреля 2021 года в 13:00 гражданка Ф., находясь по месту жительства в состоянии алкогольного опьянения, в ходе возникшего конфликта с мужем, умышленно, с целью противоправного лишения жизни, ножом причинила последнему проникающие колото-резанные ранения, от которых тот скончался.
При изучении особенностей семейного воспитания также обращается внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха, особое внимание обращается на взаимоотношения между членами семьи.
Отделами внутренних дел области в свою очередь на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на выявление фактов совершения насилия в семьях в отношении несовершеннолетних. По всем подобным фактам проводятся проверки в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2014г. №1192 «Об утверждении Положения о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информацию, составляющую врачебную тайну», организации здравоохранения в установленном порядке передают в правоохранительные органы информацию о:
- личном сообщении пациента о том, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
- сообщении родственников пациента либо сопровождающих его лиц, а также сотрудников скорой медицинской помощи о том, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий;
- характере травм, повреждений, состояния или заболевания пациента, свидетельствующие о том, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, в том числе: изнасилования и иные действия сексуального характера; установлении факта беременности у лиц, не достигших 16-летнего возраста; признаки проведения вмешательства в целях искусственного прерывания беременности (аборта) вне организации здравоохранения, имеющей соответствующую лицензию; огнестрельные ранения;
- установлении у несовершеннолетнего психического расстройства (заболевания), вызванного воздействием алкоголя;
- иные сведения о том, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий.
В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2019г. № 7/5/13 «Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних» работники организаций здравоохранения осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при посещении несовершеннолетним и его законным представителем учреждений здравоохранения, информируют законного представителя несовершеннолетнего о возможностях:
- получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;
- получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
- обеспечивают оказание несовершеннолетнему специализированной медицинской и психологической помощи в день обращения;
- передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15–17 лет, имеющих факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего с согласия законного представителя.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003г. № 200-З государственные организации здравоохранения выявляют и информируют о несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива.
При выявлении показателей семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации инициируется проведение социального расследования.
С целью глубокого изучения ситуации в семье и устранения субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и социально опасного положения детей, создается комиссия, в которую входят представители всех учреждений образования, в которых обучаются (воспитываются) несовершеннолетние дети, отделов внутренних дел, территориальных центров социального обслуживания населения, медицинских работников.
В первую очередь в присутствии родителей обследуются условия жизни и воспитания детей, составляется акт обследования, который подписывают члены комиссии и представители государственных органов и организаций. Родители, присутствующие при посещении, должны быть ознакомлены с актом.
В ходе проведения социального расследования у государственных органов, государственных и иных организаций запрашивается актуальная информация, имеющей значение для признания детей находящимися в социально опасном положении (далее – СОП). По итогам социального расследования готовится обобщенная информация. Родители имеют право быть ознакомленными с информацией, которая послужит основанием для признания либо непризнания детей находящимися в СОП.
На заседании Совета профилактики с участием представителей субъектов профилактики, родителей рассматриваются результаты социального расследования и принимается одно из следующих решений:
- обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;
- рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
Решение совета профилактики может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с Постановлением решение о признании детей находящимися в СОП может быть принято только членами районного координационного совета по контролю за реализацией Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18.
В случае несогласия с принятым решением родители могут обжаловать его в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.
По состоянию на 1 июля 2021 года в области проживает 2017 детей из 875 семей, находящихся в социально опасном положении.
С целью нормализации ситуации в таких семьях государственными органами и организациями принимаются меры по оказанию различных видов помощи.
Так, за 6 месяцев текущего года 228 родителям оказана помощь в лечении от алкогольной зависимости, 278 – в трудоустройстве. 70 семей улучшили жилищные условия, 76 – оказана государственная адресной помощь, 94 – гуманитарная. Также 119 семьям оказано содействие в подготовке необходимых документов.
В результате слаженной работы родителей, служб и ведомств
1 111 детей или 84,1% сняты с учета в связи с устранением причин и условий семейного неблагополучия.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет), который принят в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
В первом полугодии 2021 года в комиссии по делам несовершеннолетних поступило 94 ходатайства о признании 162 детей, нуждающимися в государственной защите, из 88 семей (6 мес. 2020 г. – 80 ходатайств, 159/77).
По итогам рассмотрения большая часть ходатайств удовлетворена, в тоже время в отношении 22 детей из 17 семей ходатайства отклонены.
Говоря о причинах признания детей нуждающимися в госзащите, в первую очередь следует отметить то, что родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют своими правами, имеется опасность для жизни и здоровья детей.
Из 120 родителей, чьи дети были признаны в госзащите – 45 человек нигде официально не были трудоустроены, 16 человек находились в отпуске по уходу за ребёнком. И только 48 человек имели постоянный заработок.
Чаще всего отобрание ребёнка производится из многодетных семей и неполных (воспитывает один отец или мать). И только 33 семьи, из которых изымались дети, считаются полными.
Следует отметить, что 24 несовершеннолетних из 11 семей, которые ранее уже признавались нуждающимися в госзащите, снова были отобраны у родителей.
Всего с начала реализации Декрета у родителей было отобрано 7412 детей из 3946 семей.
За 6 мес. т.г. комиссиями по делам несовершеннолетних признано в госзащите 133 ребёнка или 10,0% от снятых с учёта СОП (за аналогичный период прошлого года – 12,5%).
Государственными органами, иными организациями оказывается определённая помощь семьям, в которых дети были признаны в госзащите.
Окончательное решение о возврате детей в биологические семьи принимается на заседании КДН при условии выполнения родителями всех мероприятий плана защиты прав и законных интересов ребёнка.
В первом полугодии 2021 года в семьи возвращено 84 ребёнка или 63,1% от числа детей, снятых с учёта, в отношении 35 детей родители лишены родительских прав (26,3%).
Следует отметить, что за 6 мес. т.г. в отношении 29 несовершеннолетних родители районными судами были лишены родительских прав напрямую (6 мес. 2020 г. – 63).
Всего за весь период действия Декрета из 7412 детей, признанных нуждающимися в государственной защите и отобранных у родителей, возвращены в биологические семьи 4564 ребёнка из 2312 семей или 62,7% от снятых с учёта. В отношении 2291 ребёнка родители были лишены родительских прав.
По состоянию на 01.07.2021г. на учёте нуждающихся в государственной защите состояло 133 ребёнка из 69 семей.
Принимаемые в области меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних позволили за последние 10 лет добиться значительного снижения количества погибших детей от внешних причин – 66 в 2010 году до 12 в 2020 году, совершаемых подростками преступлений – с 943 в 2010 году до 312 в 2020 году.
Комиссия по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома