ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Транспортная отрасль Гомельской области включает: автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, железнодорожный, водный, авиационный, трубопроводный виды транспорта, а также сектор городского пассажирского транспорта и промышленный транспорт. В отрасли функционирует более 80 крупных и средних транспортных организаций с общей численностью занятых свыше 40 тыс. человек.
Автомобильный транспорт
Основной задачей в области автомобильного транспорта остается обеспечение потребности региона и населения в пассажирских перевозках.
Справочно: Протяженность автобусной маршрутной сети области составляет 40,5 тыс. км, в т.ч. городской – 2,4 тыс. км, пригородной – 18,9 тыс. км, междугородной – 12,1 тыс. км, международной – 7,1 тыс. км.
На сегодняшний день основной объем автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении обеспечивает государственное предприятие «Гомельоблпассажиртранс», которое сопровождает деятельность 285 перевозчиков, в том числе самого крупного в области – ОАО «Гомельоблавтотранс».
Маршрутная сеть Гомельской области представлена 929 маршрутами в регулярном сообщении, которую обслуживают 1305 транспортных средств.
Одним из приоритетных направлений деятельности организаций транспорта общего пользования является развитие международных перевозок. В этой связи постоянно проводится работа по улучшению эффективности процесса перевозок, условий труда водителей и качества оказываемых услуг. В настоящее время на международных грузовых перевозках занято более 115 автопоездов MAN TGX, DAF, МАЗ стандарта Евро-3, Евро-4, Евро-5.
Международные перевозки грузов осуществляются по следующим направлениям: Российская Федерация, Литва, Латвия, Польша, Дания, Чехия, Германия и др.
Для развития международных перевозок и наращивания объема перевозок пассажиров постоянно принимаются меры по увеличению парка автобусов.
Предприятиями ведется работа по внедрению автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ) подвижным составом. На автобусах предприятий установлено радионавигационное оборудование, которое посредством GPS-технологий позволяет в режиме реального времени отслеживать маршрут следования, соблюдение установленного расписания движения и при возникновении внештатной ситуации –оперативно урегулировать нарушение в графике движения.
На сегодняшний день в области насчитывается 23 пассажирских терминала – 4 автовокзала, 16 автостанций, 3 автокассы.
С целью улучшения качества обслуживания населения Гомельской областив 2019 году организован ряд новых маршрутов.
Справочно: в г.Гомеле: №62 «Вокзал – Осовцы», №63 «ул. Чкалова – Осовцы» и др.; в г.Жлобине открыт маршрут автобуса №21 «Кольцевая –Рубеж»; организовано движение по межобластным экспрессным маршрутам №832-ТК «Гомель–Витебск» и №772-ТК «Рогачев–Горки».
По просьбам жителей региона внесены изменения в 21 действующее расписание движений по маршрутам в обычном сообщении и в 13 – по маршрутам в экспрессном сообщении.
В рамках выполнения подпрограммы «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Регионального комплекса мероприятий по реализации Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020годы внедрены мобильные приложения для информирования пассажиров г.Гомеля и Гомельской области о режиме работы общественного транспорта в режиме «онлайн»;общая система информирования пассажиров дополнена информацией о наличии в транспорте мест для инвалидных колясок, аппарели (откидной рампы), книлинга (системы принудительного наклона транспортного средства).
Для оперативного и полного информирования пассажиров о работе пассажирского транспорта в г.Гомеле и Гомельской области в 2019г. были разработаны приложения «OnTrans» для операционных систем Android и Windows 8 Mobile, а также приложение «Транспорт BY» для операционной системы Android и iOS.
Помимо этого, в качестве эксперимента была разработана функция «Удобный маршрут» в приложении «OnTrans», с помощью которой пассажирам предоставляется возможность спланировать свое передвижение с учетом пересадок на различные виды транспорта.
Государственным предприятием «Гомельоблпассажиртранс» совместно с дорожными службами и ГАИ УВД Гомельского облисполкома постоянно проводятся обследования дорожных условий на соответствие требованиям государственного стандарта «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В 2019 году проведено 58 обследований.
Внутренний водный транспорт
Водный транспорт региона представлен тремя крупными предприятиями республиканской формы собственности – РТУП «Белорусское речное пароходство», РУДДПВП «Белводпуть» и РУЭСП «Днепро-бугский водный путь» филиал «Нижне-Припятский».
В системе водного транспорта работают 3 речных порта (Гомель, Мозырь, Речица), 2 предприятия водных путей (Гомель, Мозырь), обслуживающие водные пути на реках Днепр, Березина, Сож, Припять.
Организации водного транспорта осуществляют проектирование, строительство и ремонт судов, перевозку грузов (в том числе добычу и перевозку песка и песчано-гравийной смеси) по рекам Республики Беларусь и в международном сообщении по реке Днепр в черноморские порты.
Основными видами деятельности пароходства являются перевозка грузов и пассажиров водным транспортом, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и складирование грузов, выпуск продукции и оказание услуг промышленного характера.
Пассажирский флот задействован на экскурсионно-прогулочной линии в черте города Гомель. Грузовой флот – преимущественно на перевозке грузов для нужд организаций строительного комплекса.
Необходимо отметить, что в связи с ухудшением судоходных условий на реках республики пароходство прорабатывает вопрос модернизации своего флота с целью уменьшения его подводных габаритов (осадки).
В октябре 2019 года в г.Житомир (Украина) в рамках II Форума регионов Украины и Беларуси прошли переговоры по вопросам развития судоходства на реках Припять и Днепр.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка Гомельской области и страны в целом, а также в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы. Особая роль железных дорог определяется большими расстояниями перевозок, прекращением навигации на реках в зимний период.
Управление железнодорожным транспортом по Гомельской области осуществляет транспортное республиканское унитарное предприятие «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», которое входит в состав государственного объединения «Белорусская железная дорога» и подчинено Минтрансу.
Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном (межобластном), международном, междугороднем и пригородном сообщениях.
Справочно: Магистральная протяженность отделения железной дороги – это 1776,4 км развернутой длины железнодорожных путей в т.ч.: 1043,8 км – главные пути, 648,0 км – станционные пути, 84,6 км – подъездные пути.
Ежегодно железнодорожным транспортом в Гомельской области перевозится более 40 млн.т грузов.
Гомельским отделением Белорусской железной дороги ежегодно перевозится около 13 млн.человек.
С июня 2016г. начал свою работу подвижной состав электропоезда компании Stadler по направлению Гомель-Минск-Гомель, что сократило время нахождения пассажиров в пути с 4,5 до 3 часов.
Более комфортной стала система оплаты проезда.
В 2019г. через установленные на вокзалах и станциях терминалы самообслуживания было реализовано 265 325 проездных документов, что на 24% больше, чем в 2018 году.
В декабре 2019г. на вокзалах г.Гомель, г.Жлобин, г.Калинковичи установлены новые терминалы самообслуживания, позволяющие осуществлять продажу проездных документов на поезда региональных линий как за наличный, так и за безналичный расчет. Помимо этого, расширена сеть терминалов самообслуживания для приобретения проездных документов на поезда региональных линий эконом-класса. Терминалы установлены на станциях «Тереховка», «Добруш», «Буда-Кошелевская», «Рогачев», «Красный Берег», «Житковичи», «Муляровка».
С помощью 80 портативных билетопечатающих машин (разъездные кассиры) осуществляют продажу проездных документов по безналичному расчету в поездах региональных линий экономкласса.
В поездах Гомельского вагонного участка реализована возможность оплаты предоставляемых услуг по пластиковым банковским картам, для чего установлены 12 терминалов, которые дают возможность безналичных расчетов, в том числе и за пределами Республики Беларусь.
Для улучшения качества обслуживания пассажиров все начальники поездов и проводники вагонов поездов межрегиональных линий бизнес-класса обеспечены видеорегистраторами.
Воздушный транспорт
Основными видами деятельности Гомельского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация» являются управление движением воздушных судов в зоне аэродрома и в границах районов ответственности службы движения (в пределах Гомельской области), аэропортовое обслуживание воздушных судов, пассажиров, грузов.
Аэропорт «Гомель» является вторым после Национального аэропорта «Минск» по количеству обслуживаемых пассажиров. Имеющиеся мощности пассажирского павильона здания аэровокзала на сегодняшний день позволяют обслуживать авиапассажиров воздушных судов с провозными емкостями 300 пассажиров в час.
С 2014 года из аэропорта Гомель начали выполняться туристические полеты в Болгарию (Бургас), Грецию (Салоники), количество которых ежегодно увеличивается. В 2015 году к существующим туристическим направлениям добавились полеты в Египет (Хургада), в 2016 году – в Черногорию (Тиват), в 2017 году – в Турцию (Анталия). На сегодняшний день из гомельского аэропорта выполняются туристические рейсы в Болгарию, Черногорию, Турцию, Тунис. Начиная с 2018 года, полеты в Египет (Шарм-Эль-Шейх) осуществляются круглогодично. Средняя загрузка туристических рейсов держится на уровне 90-95%.
Сезонно из гомельского аэропорта выполняются полеты на регулярной основе в калининградском направлении. Средняя загрузка составляет 70-80%. Постоянные потоки отправок (два рейса в месяц) сложились также в районы Западной Сибири Российской Федерации (вахтовые авиаперевозки), средняя загрузка на которых составляет 80-85%.
Значительный объем полетов через Гомель составляют полеты зарубежных транзитных воздушных судов категории «бизнес-авиация» (в процентном выражении порядка 55-60% от общего количества воздушных судов, следующих через Гомель).
Руководством государственного предприятия «Белаэронавигация» постоянно проводится работа по привлечению новых (в том числе и зарубежных) авиаперевозчиков, в т.ч. и в гомельский аэропорт.
Дорожное хозяйство
От состояния и уровня дорог непосредственно зависят валовой национальный продукт, уровень цен, доходы государственного бюджета, степень занятости населения, приток инвестиций и другие экономические показатели.
Рост автомобильных перевозок в значительной степени определяется развитием и состоянием дорожной сети, ее надежностью и экономичностью.
Протяженность автодорог общего пользования в Гомельской области составляет 12,41 тыс. км, в том числе республиканских – 2,29 тыс.км, местных – 10,12 тыс.км.
Справочно: Дорожное хозяйство в Гомельской области представлено предприятиями: КПРСУП Гомельобл-дорстрой» ( http://www.gomods.by) и РУП автомобильных дорог «Гомельавтодор» http://www.gomad.by .
С целью повышения качества жизни населения за счет совершенствования транспортно-эксплуатационного состояния местных автомобильных дорог в Беларуси реализуетсяподпрограмма 2 «Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог в Республике Беларусь» Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017–2020 годы.
В 2019г. текущим ремонтом в регионе отремонтировано 104,2 км дорог.
Собственными силами филиалов РУП автомобильных дорог «Гомельавтодор»отремонтировано 4 малых моста, общей протяженностью 58 погонных метров.
В 2019г. начат ремонт моста через р.Припять на автомобильной дороге Р-31 Бобруйск – Мозырь – граница Украины (Новая Рудня).
На содержание республиканских автомобильных дорог Гомельской области в 2019г. использовано свыше 19 млн. руб.
В текущем году планируется начало работ по реконструкции путепроводов через железную дорогу на автомобильной дороге М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития.
Кроме того,начата разработка проектной документации по объекту «Автомобильная дорога Р-31 Бобруйск (от автомобильной дороги М-5/Е271)–Мозырь–граница Украины (Новая Рудня) (с мостом через р.Словечна)».
Строительство этого участка автодороги позволит решить проблему обеспечения подъезда к пункту пропуска на границе с Украиной (н.п.Новая Рудня).
Устойчивое развитие любого общества в значительной мере зависит от того, насколько проводимая государством социально-экономическая политика соответствует жизненным требованиям и интересам граждан.
Поэтому развитие транспортной инфраструктуры Гомельщины – одно из приоритетных направлений в деятельности местных органов власти.
Комитет по архитектуре и строительству облисполкома
Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома